----------=Yamato-Nippon-Japan=----------
общее название для традиционных боевых искусств японцев.

Еще в период раннего феодализма в стране сформировались основные направления нравственного и физического обучения представителей военного сословия. Каждый из самураев обязан был овладеть «будзюцу» (дословно — «боевое мастерство»). Позже этот комплекс стали называть «бугэй» («боевое искусство»).

В японских рукописях того времени довольно часто попадается словосочетание «бугэй дзюхаппан» («18 боевых искусств»). Сюда включались: кюдо — искусство стрельбы из лука, кэндо — фехтование на мечах, искусство верховой езды, содзюцу — владение копьем, плавание, яидо — умение быстро выхватывать меч из ножен, что обеспечивало мгновенную победу более подготовленному, владение коротким мечом, умение обращаться с дзиттэ — стальной палкой длиной около 45 см с крючком у рукояти, которой можно было не только отразить удар меча, но и обезоружить противника, искусство метания холодного оружия — кинжалов, сюрикэнов, умение метать ртом иглы, владение нагината — широким, чуть изогнутым лезвием на длинной, до 2 метров, рукоятке, своего рода алебардой, владение огнестрельным оружием (впервые завезенным в Японию в 1543 г.), умение пользоваться арканом, явара — предшественник нынешнего дзюдо, ниндзюцу — искусство разведчика-ниндзя, умение драться на палках, умение обращаться с модзири (вариант булавы, палица, утыканная острыми шипами), владение кусаригама — железной цепью, на одном конце которой укреплен металлический шар, на другом — острый серп.

Примечательно, что одно из известнейших ныне боевых искусств Японии — каратэ — не было включено в состав «бугэй дзюхаппан». Объясняется это тем, что каратэ для японского средневековья было иностранной формой единоборства. В Японию оно пришло с Окинавы, куда в свою очередь было завезено из Китая.

В период Эдо (1600–1868) строгие правила будо были несколько упрощены. Обязательным для самурая осталось изучение лишь семи предметов: фехтования, содзюцу, верховой езды, кюдо, джиу-джитсу, владения огнестрельным оружием и военной стратегии. Это и были составные Бусидо (буквально — «Путь воина»).

Одновременно Бусидо имел и очень важную нравственную составляющую в виде четко прописанной этической системы, в основу которой были положены неоконфуцианские принципы. Однако, в отличие от Китая, в Японии основной упор делался не на послушание младших главе семьи, а на безусловную лояльность своему сюзерену, что считалось высшей добродетелью и неукоснительной обязанностью любого воина. Это позволило говорить о Бусидо как о кодексе чести японского воина.

После Реставрации Мэйдзи (1868) смысл и содержание военного искусства претерпели радикальные изменения. Боевые приемы и навыки больше не приходилось использовать в вооруженных схватках, что основательно подорвало среди юношества интерес к обучению единоборствам. А для тех, кто продолжал заниматься фехтованием, стрельбой, борьбой, более привлекательными стали духовные составляющие этих искусств, позволяющие воспитывать характер. В этой связи термин «бугэй» постепенно был заменен на «будо» («путь оружия»).

Современное будо посвящено совершенствованию техники владения оружием с помощью физических и духовных упражнений, достижению объективных стандартов, созданных на базе искусства старых мастеров. Это открывает возможности для состязательности, а значит, и превращает будо в особый вид национального спорта. Особенно заметно этот процесс пошел после окончания второй мировой войны, когда из многих боевых искусств были удалены грозящие смертью или увечьем приемы, а упор был сделан на спортивности. Это относится в первую очередь к борьбе, фехтованию, стрельбе из лука. Хотя и все остальные виды «бугэй дзюхаппан» открыты для изучения, но интерес к ним ныне минимален.