14:44 

О японской цветной гравюре

----------=Yamato-Nippon-Japan=----------
Японская цветная ксилография (гравюра на дереве) - уникальное явление в истории мирового искусства. Ее технику японцы заимствовали из Китая. Уже с XIII века в Японии печатались небольшие буддийские иконы, амулеты, но эта продукция носила ремесленный характер. Как самостоятельный вид искусства гравюра утверждается на последнем этапе средневековой истории Японии- в период Токугава (1603-1868). Это время характеризуется формированием новой городской культуры, отражавшей вкусы третьего и четвертого сословий - купцов и ремесленников, начавших играть все большую роль в экономической, а затем в культурной жизни страны. В искусстве XVII-XIX веков сформировался новый стиль - укиё, наиболее ярко проявившийся в гравюре. Термин "укиё" (дословно - плывущий мир) древен и по происхождению связан с буддийскими представлениями. В контексте буддизма он понимался как бренный мир, мир "не истинного". Со временем этот философский термин приобрел другой оттенок - мир повседневной жизни. В городской культуре периода Токугава словом "укиё" стали обозначать мир удовольствий и развлечений, мир беззаботной жизни и земных радостей. Поэтому главной темой гравюры укиё стали изображения красавиц из так называемых веселых кварталов.

В жизни японцев этого периода "веселые кварталы" играли значительную роль, что было связано с особым внутриполитическим положением страны. Япония XVII-XIX веков являлась в полном смысле полицейским государством. Все стороны социальной и личной жизни японца строго регламентировались. В атмосфере "не свободы" своего рода "ничьей землей", местом, где характер общения, форма, поведения не были предписаны свыше, где горожанин, хоть на время, мог почувствовать себя раскованно и независимо, стали "веселые кварталы". Сюда приходили на представления театра Кабуки, для заключения коммерческих сделок и, конечно, с целью посещения чайных домов, обитательницы которых славились не только своей красотой, но и образованностью, изысканностью вкуса, изяществом манер. Поэтому жанр "бидзинга" - изображения красавиц - и стал основным в гравюре укиё.

Почти столь же популярными в зрелый период истории гравюры были и другие жанры: "якусяэ" (театральная гравюра), "мусяэ" (историко-героический жанр), "катёэ" (изображения цветов и птиц) и позже всех появившийся "фукэй" (пейзаж). Первый период истории гравюры принято называть монохромным: с доски печатался только контур, который часто раскрашивался. XVII век в гравюре называют и эпохой примитивов, что не совсем верно. Точность рисунка, выразительность поз, мастерская стилизация не позволяют считать художников монохромного периода "примитивами". Эти гравюры обедняла лишь грубая, однообразная раскраска. Но уже с середины XVIII века развитие гравюры было связано с внедрением полихромной печати.

В создании полихромного листа принимали участие, как правило, издатель, художник, резчик и печатник. Функции издателя не ограничивались администрированием: он предлагал сюжет листа или серии, выбирал исполнителей и готовил отпечатанные листы для продажи. Успех гравюры во многом зависел от его вкуса и проницательности. Художник лишь выполнял эскиз будущего оттиска, тушью наносил на бумагу рисунок и обозначал цвет каждой детали. Раскрашивать эскиз полностью было не принято.

Поворотным моментом в истории японской гравюры считается 1764 год, когда на средства общества любителей искусств "Кикурэнся" небольшим тиражом был выпущен календарь на 1765 год. Автором гравюр, напечатанных с нескольких досок, являлся Судзуки Харунобу (1724-1770), чье искусство открывает классический период в истории японской ксилографии, охватывающий около полувека. В своем творчестве художник ориентировался на традиции национального стиля средневековой японской живописи. Ни превзойти Харунобу в создании современного варианта классической живописи, ни даже повторить уже найденное им ни одному из его последователей не удалось. Иногда их произведения по форме не менее совершённы, но атмосферу утонченности и изыска они передать не смогли. Последователи Харунобу стали искать новые пути. Исода Корюсай (работал в 1764-1788) был одним, из немногих учеников Харунобу, который не просто следовал стилю учителя, по и вносил в него поправки, порой довольно существенные. Во многих работах Корюсай не отличим от Харунобу, но отдельные его произведения совершение самостоятельны. Утонченность и рафинированность моделей Харунобу сменяется у Корюсая красотой земной и современной.

Художник, равный по масштабам дарования Харунобу, появился только в начале 1780-х годов. Им стал Тории Киёнага (1752-1815). Стиль Харунобу был первым "большим" стилем японской гравюры, стиль Киёнага - вторым. Киёнага принадлежал к школе Тории, специализировавшейся на создании изображений актеров. У Киёнага немало произведений на театральные темы, но его творческий диапазон гораздо шире. Нередко он обращался к жанру "бидзинга". Профессиональную выучку Киёнага прошел в мастерской главы школы - Тории Киёмицу, но уже в ранней молодости испытал влияние искусства Харунобу, а позже Корюсая. К 1780-м году завершается сложение индивидуального стиля Киёнага. Его произведения отличаются достоверной и реальной трактовкой фигур и окружающего пространства, модели не столь массивны, как у Корюсая, но и не столь эфемерны, как у Харунобу. Как правило, Киёнага подробно разрабатывает фон, будь то интерьер или пейзаж. Он первым ввел в моду сложные многофигурные композиции, изобилующие разнообразными деталями. Повествовательность - то качество, которое отличает подход Киёнага к изображению традиционных сюжетов. В 1780-х годах стиль Киёнага оказывает сильнейшее влияние на самых разных мастеров. Это молодой Хокусай и Эйси, Утагава Тоёкуни и Утамаро. Последнему суждено было стать серьезным конкурентом Киёнага, а со временем, к 90-м годам XVIII века, занять место ведущего мастера гравюры.

С именем Китагава Утамаро (1754-1806) связывается третий "большой" стиль японской гравюры. Новаторство Утамаро заключается в первую очередь в необычном подходе к традиционному жанру "бидзинга". Повествовательность Киёнага сменяется у Утамаро стремлением охарактеризовать эмоциональное состояние модели. В соответствии с новыми задачами коренным образом изменяется и композиция листов. Художник приближает модель, изображая лицо или полуфигуру, решительно устраняет все, что мешает достижению главной цели; используя прием стилизации, смело идет на нарушение естественных пропорций фигуры. Листы Утамаро положили начало особой форме жанра "бидзинга" - эмоциональному портрету, в котором он не знал себе равных. В это же время к жанру "бидзинга" обращались и мастера школы Хосода. Основателем ее стал Хосода Эйси (1756-1829). Из его мастерской вышло немало талантливых живописцев, и в их числе Тёкосай Эйсё (работал в 1793-1798) и Рэкисэнтэй Эйри (работал в 1790-е). Эти мастера создавали высококачественные произведения, но следует отметить, что их творчество малосамостоятельно. Работая в целом в традициях своего учителя, они в то же время подверглись сильному влиянию Утамаро, хотя и восприняли от него чисто формальные приемы. Искусство последователей Эйси знаменует упадок гравюры классического периода.

XIX век традиционно считается временем заката искусства гравюры. Это справедливо для жанра "бидзинга", но не для гравюры в целом. Такие явления, как творчество Куниёси. Хокусая и Хиросигэ, открывают новую страницу в истории укиё-э.

Куниёси (1797-1861) принадлежал к наиболее влиятельной в XIX веке школе Утагава. В отличие от других школ, мастера которых специализировались на каком-либо одном жанре, художники Утагава создавали гравюры на самые разнообразные темы. В XIX веке на первое место выдвинулся историко-героический жанр, в котором талант Куниёси проявился наиболее полно. В гравюрах, посвященных деяниям героев древности или событиям недавнего прошлого, Куниёси создал образ идеального воина: сильного, решительного и стойкого. Движение, экспрессия действия, необузданная мощь - вот что привлекало Куниёси и мастеров его круга. Таких напряженных и динамичных композиций, как у поздних мастеров школы Утагава, не знала гравюра XVIII века.

Однако самое выдающееся событие в истории гравюры XIX века - это возникновение самостоятельного жанра - пейзажа. Гравюры крупнейших пейзажистов Кацусика Хокусая (1760 - 1849) и Андо Хиросигэ (1797-1858) открывают новую страницу в истории японского пейзажа. В отличие от традиционных дальневосточных пейзажей, где получили живописное воплощение философские представления о природе, данные в символикознаковых формах, пейзажи Хокусая и Хиросигэ конкретны, они точно передают облик и характер изображаемой местности.

Творчество Хокусая и Хиросигэ - последнее крупное явление в истории японской гравюры. К этому времени ее влияние выходит далеко за пределы страны, сказывается на развитии европейского искусства рубежа XIX-XX веков. И в самой Японии такие художники, как Тадасигэ Оно, Сасадзима Кихэй, Маэда Масао, плодотворно используют в своем творчестве лучшие достижения ксилографии того периода, переосмысляя их в контексте современной художественной культуры.



МОРОНОБУ Хисикава (ок.1618 - ок.1694).

Японский график, живописец, основоположник ксилографии школы Укийё-э. Автор книг-альбомов (в том числе "0сакские истории", 1668; "100 изображений женщин этого бренного мира", 1681), а также эстампов с изображениями сцен народного быта и портретами красавиц (все произведения - в технике ксилографии). Полные юмора и живой непосредственности, произведения Моронобу отличаются чёткостью подвижных контуров, силой стремительного штриха.





ХАРУНOБУ Судзуки (1718/1725-1770).

Японский график и живописец, представитель школы yкийё-э. Один из первых мастеров японской, цветной гравюры на дереве, печатавшейся со многих досок. Большинство произведений Xарунобу относится к 1764-70. Изображал преимущественно юных грациозных женщин (продавщиц, танцовщиц и т. д.), различные уличные сценки. Гравюрам Xарунобу свойственны тонкие и чистые линии контуров, светлые краски нежных оттенков. При печати часто применял технику рельефного тиснения и другие сложные приёмы.





УТАМАРО Китагава (1753-30.10 или 19.6.1806).

Японский мастер рисунков для цветной гравюры на дереве и живописец. Примыкал к школе Укийе-э. Работал в Эдо. Утамаро обращался к сюжетам из жизни ремесленников, создавал пейзажи, изображения фауны и флоры (альбомы гравюр "Книга о насекомых", 1788, и др.), однако прославился произведениями, посвященным гейшам квартала Йо-сивара (альбом гравюр "Ежегодник зелёных домов Йосивара", 1804). Виртуозно обыгрывая декоративный эффект белой поверхности бумаги, в ряде случаев используя в женских портретах погрудные композиции (впервые в японской ксилографии). Утамаро достигал особой тонкости в передаче душевных состояний. Изысканно-поэтическое творчество Утамаро сыграло важную роль в пробуждении у европейцев конца 19 века интереса к японской гравюре.





ХОКУСАЙ Кацусика (1760 - 18.04.1849).

Японский гравёр и рисовальщик. Крупнейший представитель школы Укийё-э.

В 1777-78 учился у гравёра Кацукава Сюнсо и других мастеров; испытал влияние средневекового китайского пейзажа, а также европейского искусства. С 1780 выступал как иллюстратор, создав в течение жизни иллюстрации более чем к 500 книгам. В 1797-1810 работал как мастер суримоно (гравированные поздравительные карточки). С 1812 создавал сборники "Манга" ("Смешанные рисунки"; всего 12 сборников), задуманные как пособие по рисованию, зафиксировавшее с помощью гибких, эскизных линий огромное количество явлений из жизни человека и природы. Запечатлевая в своих ксилографических пейзажах "36 видов горы Фудзи" (цветных), "Знаменитые мосты", "Путешествие по водопадам различных провинций", обе серии - в 1828-33; "100 видов горы Фудзи" (монохромных), около 1845, и другие, самые различные ландшафтные мотивы.

Хокусай подчёркивал драматичность соотношения между неустанной, подчас суетливой деятельностью людей и невозмутимым спокойствием природного бытия; вместе с тем сцены человеческого труда у Xокусая порой обретают в сопоставлении с природой особое величие. Проникнутое напряжённостью творческих поисков и вместе с тем глубоко демократическое искусство Xокусая оказало значительное влияние на европейскую живопись и графику конца 19 - начала 20 веков.

Посещая различные места Японии, Хокусай создал серию пейзажей родной страны в различные времена года - живописные берега, бурно текущие реки, горы, водопады, рощи, уединенные сосны. В одних случаях Хокусай изображал поэтическое спокойствие природы, в других - грозные ее явления, особенно страшные бури и наводнения. С исключительной поэтичностью воспроизводит он разнообразные виды горы Фудзи в различные времена года; особенно популярны стали серии "36 видов Фудзисан" и "100 видов Фудзисан". Большой известностью пользовались и такие серии - знаменитые мосты и речные берега, цветы и животные, виды города Эдо (старое название Токио), разнообразные виды моря и др. Хокусай воспроизвел различные типы и события Японии времен Токугава в альбоме, называемом Мангва (что означает карикатура, а также и смешные рисунки). В нем изображаются простые сцены из жизни города и деревни, среди которых было много злободневных, сатирических и жанровых зарисовок. Этот огромный альбом, состоявший из 12 сборников, начал издаваться в 1814 году и представляет собой нечто вроде энциклопедии японской народной жизни.





СЯРАКУ Дзюробей (года рождения и смерти неизвестны).

Японский живописец, график и актёр театра ноо, работавший в последней трети 18 века. Наиболее известна созданная Сяраку серия портретов актёров театра кабуки (рисунки для цветных гравюр на дереве, 1794-95). Острая, граничащая с гротеском экспрессия этих работ резко выделяет их из круга произведений японского искусства 18 века, посвященных театральным темам. Портретам Сяраку свойственны сообщенные угловатые линии контуров, тёмно-синие или чёрные фоны.


@темы: Живопись, Традиции и обычаи

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Yamato-Nippon-Japan

главная