Производство бумаги началось в Китае в начале II в. Впервые в Японию ее привез корейский монах в 610 г., в то время как странам Запада пришлось ждать еще более 500–1000 лет, чтобы овладеть искусством изготовления бумаги: в Испанию оно проникло в 1151 г., а в Голландию — в 1586-м.
За несколько столетий, прошедших со времени первого знакомства, японцы модифицировали китайскую технологию и создали собственные способы производства бумаги. Волокна, размоченные в воде, китайцы выливали на специальные сетчатые щиты-формы и давали воде медленно стечь, просочиться сквозь мелкие ячейки. Японцы же, напротив, энергично и умело трясли форму, чтобы волокна хорошенько переплелись между собой. И еще они стали добавлять клейкий растительный экстракт, который способствовал более плотному и прочному соединению волокон.
Японская бумага моментально приобрела популярность при императорском дворе в период Хэйан (794–1185). В те времена лучшие сорта японской бумаги по цене не уступали золоту. С тех пор такая бумага стала одним из наиболее популярных подарков.
читать дальшеДостаточно получить от японца письмо, написанное на бумаге “васи”, которая изготавливается вручную в городе Имадатэтё (префектура Фукуи), чтобы понять, что в нем идет речь о чем-то очень важном. Традиция изготовления высококачественной бумаги сложилась в Имадатэтё еще 1500 лет назад.
”Специалисты считают, что технология изготовления бумаги появилась в Японии в IV-V веках”, — рассказывает Масахару Кавано, директор местного кооператива по производству бумаги “васи”. Бумагу здесь начали изготавливать выходцы из Кореи, лодки которых сильное морское течение относило от Корейского полуострова к берегам Этидзэн — современной префектуры Фукуи.
”Все основные приемы изготовления бумаги, которые впоследствии стали применяться в Японии повсеместно, были изобретены именно в Этидзэне”, — говорит Хироаки Наито, руководитель производственного кооператива “Фукуи васи”. В настоящее время в Имадатэтё функционируют три крупных предприятия, известных под общим названием “Этидзэн васи-но сато” (“Родина “васи” из Этидзэна”), которые тщательно изучают историю бумажного производства в Этидзэне и обеспечивают ее изготовление для современного использовани.
На первый взгляд трудно даже предположить, что можно что-то сделать из смеси, состоящей из спутанных волокон и “нэри” — вязкой жидкости из корня растения торороаои или коры гортензии нориуцуги, которая прочно скрепляет волокна бумаги и придает ей эластичность и прочность. Кажется, что эта смесь более подходит для клейки обоев, чем для производства бумаги высококачественной фактуры, на которой можно писать.
Однако первое впечатление весьма обманчиво. Комплект прекрасных почтовых открыток, сделанных вами собственноручно, будет готов через 25 минут, после того как его разложат на золотой пластине и просушат при помощи большого фена для сушки волос.
Сначала бесформенная бумажная масса помещается на специальное сито и просеивается до тех пор, пока не примет ровную горизонтальную форму. Затем волокна плотно соединяются и превращаются в липкий лист бумаги.
Процедура просеивания, которая называется “нагасидзуки”, является самым важным элементом в процессе производства бумаги в Японии. Он существенно отличается от континентального способа производства бумаги по технике “тамэдзуки” — более простого метода сушки, в котором не применяется просеивание и тряска бумажной массы. ”Глядя на бумагу, можно сразу определить, при помощи какой технологии она была изготовлена. На бумаге, изготовленной по технологии “тамэдзуки”, остаются более грубые следы на месте соединения волокон”, — поясняет Наито.
Тщательно смывая избыточный материал с поверхности образующегося листа бумаги, техника “нагасидзуки” позволяет производить очень гладкую и эластичную бумагу.
”Производство бумаги в Японии имело собственные характерные особенности, — продолжает Наито. — Мастера, которые знакомились с технологией ее изготовления на континенте, прежде всего искали местные материалы, которыми можно было бы заменить отсутствующую на острове коноплю и другие растения. Японские мастера стали использовать тутовое дерево “кодзо” и другие волокнистые растения, такие, как “гампи” и “мицумата”. Еще одна особенность японской технологии — это применение “нэри” для связки бумажных волокон”.
Тип бумаги, который исторически наиболее связан с Этидзэн, называется “ториноко” — это тонкая бумага с гладкой поверхностью, сделанная из “мицумата”, и более толстая и плотная бумага — “хосё” из растения “ходзо”. Поскольку бумага из Этидзэн очень нравилась сёгунам династии Токигава, именно на ней написаны все исторические документы периода Эдо (1603-1868 гг.), который по праву считается золотым веком бумажного производства в Этидзэне.
Плотная бумага широко применялась и в традиционной архитектуре. Легкие конструкции из деревянных скользящих каркасов (“фусума” и “сёдзи”), на которые натягивалась бумага, выдерживали даже сильные тайфуны и землетрясения, которые безжалостно разрушали каменные постройки.
Но в настоящее время бумага “васи” применяется лишь в исключительно редких случаях.