Отношение к культуре японской анимации в нашей стране весьма двоякое. Одни считают, что это «мультики для детей». Вторые уверены, что это один из способов зомбирования спецслужбами людей. Третьи смотрят на них с улыбкой и относятся снисходительно, как к глупым маленьким детям, потому что и первые и вторые совершенно не представляют себе, что такие аниме, что оно в себе несет и почему завоевало такую огромную популярность. В отличие от тех же диснеевских мультфильмов, которые ориентированы именно на детей (новомодные компьютерные произведения вроде «Шрека» или «В поисках Немо» не в счет – их с равной долей можно рекомендовать как детям, так и взрослым). Так что же такое аниме?
Самое просто определение – японская анимация. Слово «аниме» произносится с ударением на первый или на последний слог и не склоняется.
…История аниме вытекает напрямую из манги – японских комиксов, чаще всего черно-белых (но в основном с цветными обложками). Первым японским комиксом считаются «Веселые картинки из жизни животных» (Choujuugiga), созданные в XII веке буддийским священником и художником Какую (1053-1140). Это были четыре бумажных свитка с последовательностью из четырех картинок с подписями. К слову, такой тип манги существует весьма активно до сих пор и называется «ён-кома».
За почти тысячелетнюю историю «японские картинки» выглядели и назывались совершенно по-разному. Термин «манга» придумал знаменитый художник Хокусай Кацусика в 1814 году. Большое влияние на развитие манги оказали американские и европейские комиксы, ставшие известными в Японии во второй половине XIX века.
читать дальшеПодавляющая часть манги – многотомные сериалы, выходящие в журналах, в газетах или отдельными томами (танкобонами). В среднестатистической полноценной манге 12-15 томов, количество страниц в каждом из томов сильно различается – их может быть и 60, а может и 200. Читается манга справа налево, сверху вниз.
Создатель манги именуется «мангака», чаще всего это один человек, но нередко имеет место и групповое творчество. Если человек рисует не коммерческую мангу, а любительскую, то он называется «додзинси».
Первое аниме как таковое официально появилось в 1917 году, хотя первые эксперименты с анимацией японцы начали в начале 1910-х. Огромное влияние на развитие аниме и манги оказал Тэдзука Осаму, совершив своими работами революцию сначала в мире манги, сделав ее основным направлением развития японской культуры, а затем и в аниме – предложив выпускать ТВ-сериалы, превосходящие по привлекательности для японской аудитории и отказавшись от соперничества с конвейером Диснея. Первые полнометражные аниме-фильмы вышли в 1943 и 1945 году и, как вы догадываетесь, были милитаристской тематики, прославляющие японскую армию.
Большинство аниме существует в виде сериалов и ТВ-сериалов, однако полнометражек тоже хватает. Основной источник для аниме – это манга, хотя частенько режиссеры ее перерабатывают так, что в фильме мало что остается. Что самое интересное, по популярности манга и аниме не соревнуются, а поддерживают и дополняют друг друга в коммерческом отношении.
Слово «аниме» произошло как сокращение от английского слова «animation» (читается «анимейшн»), а не от французского слова (один из распространненых мифов), аналогичного в написании, но отличного в произношении – «анимасьон». Термин «аниме» утвердился только в середине семидесятых, а до этого оно называлось «кино-комиксы» («манга-эйга»).
В чем же основные особенности аниме, в отличие от тех же диснеевских мультфильмов? Прежде всего, аниме – это не «мультики», как их любят называть. Слово «мультфильм» происходит от слова «multiply», размножение. В аниме гораздо более внимание уделяется созданию привлекательных, интересных и глубоких образов персонажей. , разработке оригинального сюжета и качественной озвучке. К слову, озвучкой в аниме занимаются профессиональные актеры, называемые сейю – «детские голоса» в аниме принадлежат именно им. Обычно это девушки лет 20-25. Между прочим, нет ни одной страны мира, где актеры, озвучивающие анимацию, пользовались бы таким уважением и любовью, как в Японии.
Созданием аниме занимаются не такие монстры, как те же Walt Disney или Warner Brothers, а относительно небольшие студии, зависящие от спонсоров. Как правило, такие студии возникают вокруг одного или нескольких выдающихся творцов (например, Хаяо Миядзаки или Осии Мамору).
Широко распространен миф об ограниченности жанров (фэнтези) аниме и манги и их стилистике. На самом деле это не так – те же «большие глаза», к примеру, используются далеко не во всем аниме, и жанров не меньше, чем в кино. Термины эти определяют только базовую культуру и ничего больше. А характерные особенности – «дикие» прически, «большие глаза» и т.п. - это только лишь способ передачи характера персонажа, его отношения к жизни в самых разнообразных аспектах. Сделано это в первую очередь для удобства, потому как японская культура редко понятна с первого взгляда. Тем более для иностранцев.
Если бросить взгляд на стили и жанры в аниме и манге, то тут можно сказать, что их многообразие было порождено в первую очередь неоднородностью аудитории зрителей и читателей. Есть как аниме для детей (кодомо-аниме, самый известный пример в нашей стране – сериал Pocket Monsters или Pokemon), так и аниме для девушек (сёдзё-аниме), аниме для юношей (сёнен-аниме) и множество других. Основная масса аниме рассчитана, конечно, на подростковую аудиторию. Отдельным местом в этом списке стоят серьезные аниме-триллеры, не уступающие по глубине и смыслу шедеврам мирового синематографа (самый яркие примеры – Noir и Serial Experiments Lain, второй уже стал культовым фильмом для поклонников киберпанка).
Что касается присутствия в аниме таких совершенно «неяпонских» персонажей, как, к примеру, гномы и эльфы, то тут объясняется все очень просто – японская культура не боится потерять свое лицо, свою «уникальность» и активно заимствует персонажей из европейской, китайской или американской культуры. Идет ли это ей во вред? Конечно же, нет! Любой взнос в культуру национальную есть также маленький вклад и в мировую культуру. А также это отличный способ оценить не только японские традиции, но и отражение в них культуры других народов. Отсюда можно сделать логичный вывод, что аниме и манга – некий «черный ход» в мир японской культуры, проходя через который можно получить массу удовольствия. А что может быть лучше совмещения приятного с полезным? ^___^
Общий глоссарий:
Аниме (anime) – анимированная манга
Додзинси (doujinshi) – самодельная манга, чаще всего рисуемая просто для удовольствия.
Косплей (cosplay) – костюмированная игра, карнавал с переодеванием в костюмы персонажей аниме и манги. Костюмы практически всегда шьются самостоятельно.
Манга (manga)– японские комиксы
Мангака (mangaka) – художник, рисующий мангу.
Меха (mecha) – какой-либо сложный механизм в аниме и манге, обычно этот термин применяют для обозначения гигантских роботов, управляемых непосредственно человеком.
Отаку (otaku) – очень неоднозначный термин. Переводится с японского как «ваш дом» или как очень вежливая форма обращения к собеседнику. В современном японском практически не употребляется, поэтому в Японии его стали употреблять в значении «фаната чего-либо» и, кстати, там оно имеет негативный оттенок. В нашей стране отаку чаще всего называют фанатов собственно аниме. Реже – поклонников японской культуры вообще.
ОВА (OVA, OAV) – сокращение от «Original Video Animation», то есть аниме, созданное для продажи на видео, а не для трансляции по ТВ.
Сейю (seiyuu) – профессиональные актеры, озвучивающие аниме.
Танкобон (tankoubon) – отдельный том манги.
Хенсин (henshin) – трансформация в аниме и манге; этот термин употребляется для момента непосредственного перехода персонажа из обычного состояния в волшебное.
Глоссарий основных типов аниме и манги по возрастам:
Кодомо-аниме, кодомо-манга (kodomo) – детская аниме и манга, рассчитанная на 6-11 летних детей.
Дзёсей (josei) – аниме и манга для женщин старше 20 лет. Занимает в культуре примерно то же место, что и любовные романы на Западе.
Сёдзё-манга, сёдзё-аниме (shoujo) – манга и аниме для девочек возраста от 11 до 18. Основной принцип, как вы догадываетесь – романтика и любовные отношения. Стоит отметить, что иногда в сёдзё используются элементы хентая, но они обычно не идут дальше показа обнаженного женского тела сзади с размытыми очертаниями. Самое известное сёдзё-аниме в Росси – это, конечно же, Сейлормун (Bishoujo Senshi Sailormoon)
Cёнен-манга, сёнен-аниме (shounen) – аниме и манга не только для юношей, как можно было бы подумать по аналогии с сёдзё, а только лишь с приоритетным участием «красивых мальчиков». Возраст аудитории – от 12 до 18 лет. События обычно разворачиваются в школе.
Сейнен-аниме, сейнен-манга (seinen) – для молодых юношей от 18 до 25. Содержит большее количество секса и насилия по сравнению с сёнен, и при этом менее комична. Мир сёнен – служащие, студенты, безработные.
Глоссарий типов аниме и манги по жанрам:
Киберпанк (cyberpunk) – жанр, рассказывающий о компьютерных технологиях будущего и их возможном применении (Ghost in the Shell, Serial Experiments Lain, Animatrix).
Махо-сёдзё (mahou shoujo) – жанр аниме и манге, рассказывающий о девушках-волшебницах (Bishoujo Senshi Sailormoon, Slayers).
Сентай (sentai) – жанр, рассказывающий о постоянных приключениях небольшой группы персонажей .
Добуцу (doubutsu) – жанр аниме и манги, рассказывающий о человекоподобных «пушистиках» (Tonari no Totoro).
Хентай (hentai) – дословно слово «хентай» переводится как «извращенный», а в аниме и манге оно означает эротическое или откровенно порнографическое содержание. В хентае больше все распространены так называемые «щупальца», темы инцеста и случайного секса. Нередко в хентае смешиваются несколько жанров. О хентае и о ряде мифов, связанных с аниме и хентаем в России, будет рассказано в следующем выпуске.
Яой (yaoi), сёнен-ай (shounen ai) – сёдзё аниме и манга, рассказывающая о мужских гомосексуальных отношениях.
Юри (yuri), сёдзё-ай (shoujo ai) – «женский вариант» яой, рассказывающий о женских гомосексуальных отношениях.
Конечно, это далеко не полный список жанров, а только самые основные.
Стормакс.