К начальному периоду истории изобразительного искусства Японии относятся несколько дошедших до наших дней буддийских алтарных и стенных росписей, датируемых VII — началом VIII в.



Наиболее ранняя из них — роспись алтаря Тамамуси в монастыре Хорюдзи (VII в.). На боковых стенках алтаря, покрытых черным лаком, красными, желтыми, зелеными растительными красками художник изобразил эпизоды из жизни Будды, сцены религиозных обрядов, а также фигуры бодхисаттв и других персонажей.



В главном храме монастыря Хорюдзи — Кондо (Золотой зал) росписи на стенах выполнены как в большом размере (примерно три на два с половиной метра) — изображение сцен рая, так и в меньшем размере (примерно три на полтора метра) — изображение бодхисаттв, архатов, летящих апсар. Современная роспись — результат восстановительных работ после пожара 1949 г.



Росписи Хорюдзи обычно сравнивают с индийской живописью в пещерах Аджанты и отмечают их близость к китайскому искусству эпохи Тан (618–907).



В сокровищнице Сёсоин монастыря Тодайдзи хранится несколько живописных изображений, сделанных в эпоху Нара (710–794). В лучших традициях танской живописи выполнена роспись на знамени, известная как «Суми-э босацу дзо» («Бодхисаттва, сидящий на облаке»), а также на шестистворчатой ширме «Дзюка бидзин» («Красавица под деревом»).



читать дальше