АЙНУ (айны) — народ, несколько тысяч лет назад, как полагают ученые, заселявший всю Японию, низовья Амура, Камчатку, Сахалин и Курильские острова.
Японцы появились в своей стране позже (от смешения переселенцев с близлежащего Корейского полуострова с выходцами из островных районов Юго-Восточной Азии), как, впрочем, и русские, ставшие осваивать Дальний Восток лишь в ХVII в. Зародившееся на самом юге архипелага, быстро растущее Японское государство к началу средних веков вытеснило айнов отовсюду, кроме Хоккайдо, хотя еще в середине ХVIII в. отдельные семьи айнского происхождения жили на острове Хонсю. Русские поселенцы столь же активно выдавливали айнов с Сахалина и Камчатки.
читать дальшеКогда по итогам второй мировой войны Курилы были присоединены к СССР, японское население было принудительно выселено на Хоккайдо. Айну депортации не подлежали, но они предпочли переехать на юг вместе с японцами, оставив свои исконные земли. В настоящее время айну в Японии проживают в основном на Хоккайдо — около 24 тысяч человек. В ходе последней, еще всесоюзной, переписи населения в Сахалинской области была зарегистрирована лишь одна женщина, написавшая в графе «Национальность» — «айну».
«Айну» означает «человек», или «мужчина». Считается, что айну — потомки народа, упоминаемого в древних летописях как Эмиси, или Эдзо. Однако их истинное происхождение остается неясным. Айну часто относят к австралоидам, но эти предположения основываются на сходстве черт лица, телосложения, волосяного покрова и т.д. Последние исследования дают возможность предположить их близкие расовые связи с тунгусами, алтайцами и другими жителями Урала и Сибири.
Конечно, в своем общественном развитии в ХVII в. айну заметно отставали от уровня, достигнутого народами России и Японии. Там, где проживали айну, еще царил первобытнообщинный строй, только-только начавший воспринимать элементы рабовладения.
Колониальное освоение русскими и японцами земель айну с севера и юга нарушило многовековой уклад. Бессовестные поборы, грабежи, убийства непокорных, принудительное приведение в чужую веру, хищническая эксплуатация со стороны пришельцев вряд ли могли быть искуплены немногочисленными благами цивилизации, принесенными завоевателями.
Любопытна характеристика, данная айнам А. П. Чеховым: «Это народ кроткий, скромный, добродушный, доверчивый, сообщительный, вежливый, уважающий собственность; на охоте смелый и... даже интеллигентный».
Традиционная культура айнов поддерживалась охотой, рыболовством и сбором диких плодов. Деревенские общины включали не более 20 дворов и располагались вдоль речных берегов. Жилища имели прямоугольную форму и ограду из шестов. Состояли они из главной комнаты, примыкающей к комнате меньших размеров с входом, соломенной крыши и стен из травы микантуса или бамбука. В середине крыши находилось крытое отверстие для выхода дыма. Вход был завешен тканью. Маты из травяной плетенки или звериных шкур прикрывали земляной пол в главной комнате.
Традиционной мужской одеждой айну было напоминающее пальто одеяние из «аттуса» (плетеного материала из размельченного и смягченного волокна внутренней части коры ильма) длиной до икр, которое обычно подпоясывали плетеным ремнем. Зимой носили короткую куртку без рукавов из шкуры оленя или другого зверя. Такая же одежда была у женщин, только длиной по колено.

Обычаем, которому раньше следовали все женщины, была татуировка в виде круга вокруг рта. Ее начинали делать в период зрелости и завершали перед замужеством.
Хотя три главных диалекта (хоккайдский, сахалинский и курильский) общепризнанны, связь айнского языка с другими не установлена. У айнов нет своего письма, однако существуют богатые традиции устного творчества, включая песни, эпические поэмы и полные экспрессии сказания в стихах и прозе.
Религиозные верования айнов подразумевают существование иного мира, состоящего из духов живших когда-то на земле людей и неодушевленных предметов, подвластных тем же силам, что контролируют видимый мир, — ветру, дождю, граду и превыше всего огню. Особо уважаемы духи предков. Шаманы предсказывают удачу или неудачу в охоте, лечат больных.
Значительную роль в религии и ритуалах айнов играют обожествленные животные — медведь, большая полосатая сова, кит-убийца. Один из самых важных ритуалов айнов — Медвежий праздник. Он устраивается для того, чтобы выразить благодарность богу-медведю за его дары — медвежью шкуру и мясо. В ритуале участвует настоящий медведь, взращенный в общине, которая верит в его божественное начало. После трех дней оказания всяческих почестей медведя убивают, с тем чтобы божество могло вернуться в иной мир, освобожденное от своего прежнего обличья. Одна из версий этого ритуала в наши дни ежегодно совершается в общинах айнов для развлечения туристов.
С начала периода Мэйдзи (1868–1912) традиционная охота, ловля рыбы, сбор диких плодов постепенно уступили место культивации риса, коммерческому рыболовству и другой деятельности. Также произошел сдвиг к японской практике ведения домашнего хозяйства, манере одеваться, в питании и других аспектах семейной жизни. Традиционная одежда и предметы религиозного культа теперь используются только в церемониальных мероприятиях. Современная образовательная система привела к тому, что молодое поколение говорит по-японски, постепенно утрачивая навыки айнского языка.
‘АЙНЫ, народ в Японии, на острове Хоккайдо. Численность около 20 тыс. человек. Говорят главным образом на японском языке. Айнский язык имеет диалекты: хоккайдский (с рядом говоров), сахалинский, курильский (утрачены). Верующие - в основном буддисты, отправляется также традиционная обрядность.
Предки Айн, видимо, в мезолите - раннем неолите мигрировали из Восточной или Юго-Восточной Азии в Японию. Населяли также северную часть острова Хонсю (в средние века), Южный Сахалин и Курильские острова (до середины 20 века), южную оконечность Камчатки (до 18 века). Подверглись интенсивной ассимиляции японцами на Хонсю и Хоккайдо, нивхами на Сахалине, ительменами и алеутами на Камчатке и Курилах.
Основа традиционного хозяйства - охота и рыболовство: лов нерестящихся лососёвых, мигрирующих сельдевых в реках и у берега, охота на морских (тюлень, сивуч, отчасти киты) и сухопутных животных (олень, медведь, енотовидная собака и др.), а также прибрежное и лесное собирательство. Земледелие носило подсобный характер (куриное просо и другие просяные). Имелось собаководство (на Сахалине упряжное).
Гончарство было утрачено в 17-18 веках вследствие контактов с японцами. Привозная деревянная лаковая и металлическая посуда служила наряду с японскими мечами предметом престижного накопления. Широко применялась резная деревянная посуда собственного производства. Употреблялись металлические орудия японского производства либо местной ковки из покупного железа. Из охотничьих орудий характерны копья-рогатины, поворотные гарпуны для охоты на морского зверя и своеобразные рыболовные остроги с поворотным остриём-крюком. До распространения огнестрельного оружия употребляли простые луки и стрелы с железными наконечниками, отравленными ядом аконита. Современные Айны почти полностью ассимилированы японцами, заняты преимущественно земледелием.
Общественная организация в 18-19 веках была атомарна, не выходила за пределы посёлка (котан) из 10-15 домохозяйств, образовывавшего соседскую общину с выборным старшиной. В структуру общины включались представители разных патронимий, старшинами становились главы наиболее многочисленных, зажиточных и патронимически престижных семей. Генеалогический учёт родства был двойным - по мужской линии для мужчин и по женской - для женщин; от отца к сыну и от матери к дочери передавались родовые тамги (экасы), у мужчин ставившиеся на оружии и других предметах, а у женщин - на набедренных поясах (пон-кут). Деление на "племена" (чуфка-унтара, соя-унтара и др., всего на Хоккайдо около 12) отражало распределение Айнов по бассейнам основных рек. До 18 века посёлки насчитывали до 50-60 домохозяйств, существовала племенная структура с наследственно-выборными вождями.
Основу питания составляли рыбные и мясные блюда, супы, студни, дополнявшиеся просяными кашами и колобками, толчёными с жиром ягодами и др. Было известно большое количество лекарственных растений, многие растения имели культовое значение. Многочисленные пищевые и поведенческо-бытовые табу и ограничения в основном были связаны с охотой и промыслом нерестовых рыб. Из проса и покупного риса делали брагу (тоното), употреблявшуюся почти во всех культовых и церемониальных действиях. При питье тоното для поддержания усов употребляли особые резные палочки, имевшие самостоятельное ритуальное значение.
Традиционное жилище - наземное, каркасно-столбовое, однокамерное (дополнявшееся сенями), стены и кровля обшиваются снопами тростника внахлёстку. На Сахалине и Курилах строили также землянки.
Одежда - нижний набедренный пояс и орнаментированный аппликацией распашной халат с узкими рукавами, в прошлом - из волокон луба вяза, крапивы. Существовал обычай татуировки у женщин рук и губ.
Традиционные верования - вера в духов предков, очага, различных хозяев природы, астральные божества. В ритуале важны инау - палочки, рассматриваемые как посредники между людьми и богами, иногда антропоморфные. Характерен "медвежий праздник" с умерщвлением и поеданием молодого, специально выкормленного медведя.
Сохраняется разнообразный песенный и сказительный фольклор: былинно-мифологические напевные повествования, трудовые, колыбельные, обрядовые и другие песни и т.д. Из музыкальных инструментов характерны подвешенное на козлах бревно, используемое как барабан, и деревянный, реже металлический, варган. Традиционные жилище, одежда, некоторые обряды, песни и танцы в ряде посёлков сохраняются для туристов. Предпринимаются попытки языкового и культурного возрождения Айнов.
С.А. Арутюнов
вы посмотрите на них... какие они вам азиаты =)))
Версий откуда пошли айны много, какая верная вам вряд ли кто скажет.
Но то, что японцы не потомки айнов это точно (только если в культурном смысле.. например та же самая попсовая самурайская прическа далеко не японская традиция).
Кровосмешение конечно было... но большинство айнов японцы просто вырезали.