Ее можно было бы назвать «железной леди» за твердый характер и деловую хватку. Но, увидев художницу Суми Хара (Sumi Hara) в первый раз, такого впечатления не возникает.
Напротив, эта миниатюрная и уже немолодая женщина выглядит, как фрейлина из Императорского дворца, как преподавательница живописи или хороших манер одной из младших принцесс царствующей семьи Страны восходящего солнца.
Ее элегантные манеры, изящное кимоно и безукоризненная прическа вместе создают классический образ японской аристократки.
Хара-сан занимается традиционной живописью суибогука вот уже более тридцати лет.
читать дальшеПомимо творчества как такового, она также преподает азы техники суибокуга. Сейчас у нее десятки учеников разного возраста по всей Японии – в Токио и в Кофу, а также в Кобе (район Кансай) и в Кагосиме - на крайнем юге.
Причем один из ее классов в Токио находится в Гуманитарном центре телекомпании NHK, что говорит об общественном признании уровня мастерства художницы.
Что же такое суибокуга? Это – техника живописи тушью, монохромная или с легкой подсветкой пастельными водяными красками на бумажной или шелковой поверхности. В своем изначальном виде это искусство пришло из Китая в XIV веке и достигло своего расцвета в Японии примерно столетием позже. В последующие века суибокуга получило дальнейшее развитие и теперь о нем можно говорить как о традиционном японском искусстве живописи.
В качестве холста сейчас используется в основном бумага, шелк - значительно реже. В суибокуга практикуются определенные и строгие правила держания кисти и нанесения туши на бумагу.
Но Суми Хара пришла к суибокуга не сразу. Чтобы представить ее карьеру, давайте сделаем небольшой экскурс в послевоенную историю Японии.
Суми родилась в 1938 году. Она была старшим ребенком в богатой семье, где помимо нее было еще трое детей. Ее отец – Шоузо Хара (Shouzo Hara) был крупным японским землевладельцем в префектуре Яманаши (Yamanashi), который потерял свои владения после земельной реформы, проводимой американским оккупационным правительством, во главе которого стоял легендарный генерал Дуглас Макартур (Douglas McArthur).
Макартур был тогда практически верховным правителем Японии. Достаточно сказать, что любой, кто хотел добиться аудиенции у императора, сначала должен был получить разрешение генерала. Тогда – а это были сороковые годы, сразу после войны, Соединенные Штаты занимались модернизацией политической и экономической системы своего бывшего врага и новообретенного союзника.
Так или иначе, семья Суми потеряла свой привилегированный статус, хотя авторитет Шоузо Хара по-прежнему был высок среди земляков. Впоследствие он бы избран мэром городка Имасува (Imasuwa) – родового гнезда семьи Хара.
Во второй половине пятидесятых Суми закончила среднюю школу и, как многие ее сверстники по всей Японии, хотела поехать в Токио. Но отец не разрешил дочери покинуть дом, поэтому ей пришлось поступить в местный университет. Она хотела стать дизайнером и еще с детства занималась икебаной. Поэтому после официального окончания школы икебаны Суми получила официальное право преподавать это искусство.
Но жизнь шла своим чередом. После университета Суми поступила в небольшую местную фирму, которая занималась продажей алкогольных напитков. Но ее карьера в качестве менеджера по продаже крепких напитков была недолгой – уж слишком прозаическим было это занятие. Поэтому вскоре Суми уходит оттуда, чтобы открыть свое первое собственное дело – маленький цветочный магазин в центре Кофу по названием Hana Sumi – «Цветы Суми». Это случилось в 1959 году, когда ей был всего 21 год.
На первом этаже продавались цветы, а на втором она открыла класс по обучению икебане. Это событие не прошло незамеченным для маленького городка – несколько местных газет напечатали интервью с молодой хозяйкой магазинчика. Журналистов привлек факт, редкий для Японии того времени – самостоятельная деловая женщина. Так началась ее деловая и творческая карьера.
Но через два года Суми решает, что настало время идти дальше. Вместе с младшей сестрой Эмико она отправляется в Токио. Эмико поступила в Консерваторию Уэно на класс сопрано, и старшая сестра сопровождала ее. Теперь Суми была уже самостоятельной женщиной и разрешение отца на поездку не требовалось. А свой бизнес в Кофу она закрыла.
В Токио Суми работала сначала в книжном магазине, потом поступила в компанию Biken, которая занималась продажей медицинского оборудования. Освоившись в метрополисе, через несколько лет она поступает в Институт Красоты (Yamano Vio gakuin). Название института буквально передает смысл того, чему там учатся студенты, а именно – красоте. Красота – это прическа, макияж, выбор одежды и создание оптимальной цветовой гаммы при ношении вещей. Таким образом, Суми училась там искусству стилиста и визажиста.
Параллельно успешно продвигалась и ее деловая карьера. В 33 года – в 1971 году - она становится президентом Biken. Пост президента фирмы в Японии – это сакральное понятие. Достаточно вспомнить имя Акио Морита (Akio Morita).- сооснователя и президента Sony.
Конечно, Суми стала президентом небольшой фирмы, но в очень молодом возрасте. А это говорит о многом.
Пост президента позволяет делегировать многие ежедневные обязанности сотрудникам, а самому заниматься стратегическими вопросами. По этом пути пошла и Суми. А это парадоксальным образом означало, что теперь у нее было больше свободного времени для занятий искусством.
В 1973 году она встречает своего будущего сенсея – художника по имени Охира Касен (Ohira Kasen). И именно с того времени начинаются ее серьезные занятия суибокуга.
Признание таланта Суми не заставило долго себя ждать. Уже в следующем году она получает приз на выставке работ в стиле суибокуга, которая называлась Nihon Nanga In. Это была ее первая награда, но далеко не последняя.
Параллельно с этим она продолжает заниматься икебаной и в 80-м году открывает собственную школу Икебаны Koru Kotobuki Kai Sory Yemoto (Школа икебаны стиля корю).
А через три года она открывает еще одно собственное учебное заведение – Bokuju Kai (Школа туши Суми). Там Суми обучает студентов живописи суибокуга и каллиграфии. С того времени творчество в ее жизни все больше и больше превалирует над традиционным бизнесом.
Поэтому, чтобы бизнес не мешал ей, она уходит в конце восьмидесятых с поста президента Biken и полностью сосредотачивается на творчестве и на преподавании в своих двух школах.
Выставки Суми Хара проходят каждый год, причем не только в Японии, но и в Соединенных Штатах, Китае, Индии, а также России, где в прошлом, 2003 году она принимала участие в Фестивале японской культуры в Москве. Показ ее работ произошел в Малом театре, в рамках программы Фестиваля.
Кроме того, в 2002 году Японский центр исследования искусства (Nihon Bijutsu Keoiku Center) выпустил роскошный альбом в подарочной упаковке, посвященный творчеству Суми Хара в суибокуга. Туда вошло свыше ста картин. Некоторые из этих работ можно посмотреть ниже.
Оригинальный источник: Rei Furuichi, Kool Tokyo
Перевод и адаптация текста: KoolTokyo
В комментах ее работы