ТРАГЕДИЯ СУДНА "КАСАДО-МАРУ"
Так уж, наверное, устроен мир: бываешь в дальних краях, ведешь записи для репортажа, статьи или очерка, но часто важное и нужное дело откладывается на потом. И возвращаешься к старым записным книжкам от случая к случаю. Нечто подобное было на пороге 2001 г. Нашел свой же потрепанный блокнот и наткнулся на запись о походе на подводной лодке из Владивостока в район Камчатки. Было это летом 1959 г.
Я записал: "В устье реки Кихчик, что на Камчатке, 10 августа 1945 года потоплено японское судно "Касадо-Мару". Выяснить, как оно оказалось у наших берегов в первый день войны с Японией?". И все. Однако тогда я это так и не выяснил. Теперь же, спустя сорок с лишним лет, мне захотелось, как говорится, тряхнуть стариной. Почти каждый год я бываю в Японии, у меня есть возможность поработать над документами в Национальном институте военной истории Японии, покопаться в архивах...
11 февраля 1945 г. Сталин, Рузвельт и Черчилль подписали секретное соглашение, в котором предусматривалось вступление Советского Союза в войну на Дальнем Востоке через два-три месяца после капитуляции Германии.
8 мая 1945 г. фашистская Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции. А 7 августа фронты получили директиву о начале боевых действий против Японии. Надвигалась первая фронтовая ночь у бойцов-дальневосточников.
В ночь с 9 на 10 августа 1945 г. на небе не зажглось ни одной звезды. Тихий океан, омывающий Камчатку и Курилы, словно предчувствуя бурю, неспокойно дышал и гнал холодные волны, которые разбивались о борта десантных судов, вздымая каскады брызг и пены. Морская авиация в воздух не поднималась, она ждала своего часа...
В устье реки Кихчик на Камчатке стояло на якоре японское судно - крабоконсервный завод "Касадо-Мару". Он находился здесь на законных основаниях. Рыбаки местного колхоза, работавшие бок о бок с японцами два десятка лет, привыкли к тому, что это судно приходило сюда раз в месяц, забирало свежий улов крабов, в светлых и просторных цехах японские наемные рабочие обрабатывали продукцию, затем "Касадо-Мару" отправлялось домой.
читать дальше
Итак, первой жертвой в первый день войны Советского Союза с милитаристской Японией стал рыбоконсервный завод "Касадо-Мару", работавший у западного побережья Камчатки.
Есть русская поговорка: слухами земля полнится. Общаясь с японскими рыбаками, жители Кихчика сильно изумились, узнав, что летчики МБР-2, выполняя чей-то головотяпский приказ, потопили бывшее российское госпитальное судно "Казань", входившее в состав Порт-Артурской эскадры 1903-1905 годов! Оперуполномоченный "Смерш" при пограничной заставе наверняка смекнул, что "дело запахнет керосином", если не провести разъяснительную работу. Советские рыбаки понимали, что в таком деле оплошать нельзя. Надо держать язык за зубами, иначе не только свою шкуру не спасешь, но и детям судьбу поломаешь...
Прошло время, через три года исполнится шесть десятилетий с тех пор, как произошли эти события. Сегодня едва ли найдутся старожилы, которые еще помнят о них. Слишком много времени минуло с той поры, когда случилась трагедия с "Касадо-Мару". Не исключено, что могут найтись люди, которые скажут: "Стоит ли ворошить прошлое?" Думаю, что стоит. Говорится же, что история не знает сослагательного наклонения. Ведь всякий мало-мальски думающий не может не захотеть узнать правду, какой бы горькой она ни казалась. Знать правду - именно эта позиция утвердила меня в мысли рассказать о "Касадо-Мару". Пора раскрыть тайну. Ей должен когда-то придти конец. Не так ли?..
читать дальше
Читатель, наверное, заметил, что я не ищу виновников трагедии судна "Касадо-Мару". Я размышляю, как это бы сделал любой проницательный и непредвзятый исследователь. Просто мне хотелось понять, как складываются судьбы кораблей, у которых нет такого героического и славного прошлого, как, скажем, у крейсера "Варяг".
Время бежит. Не успеешь оглянуться, как замаячит историческая дата - 100-летие обороны Порт-Артура.
В каждом судне есть что-то от людей, какая-то частица человеческой души и темперамента. Есть люди, которые не причисляют себя к бойцам, но их жизнь складывается так, что они о себе могут сказать: умирал дважды, да вот выжил. Эти слова можно отнести и к пароходу "Казань" "Касадо-Мару". Он дважды погибал и дважды оживал. Но третьей жизни дано ему не было.
Виталий Гузанов
Так уж, наверное, устроен мир: бываешь в дальних краях, ведешь записи для репортажа, статьи или очерка, но часто важное и нужное дело откладывается на потом. И возвращаешься к старым записным книжкам от случая к случаю. Нечто подобное было на пороге 2001 г. Нашел свой же потрепанный блокнот и наткнулся на запись о походе на подводной лодке из Владивостока в район Камчатки. Было это летом 1959 г.
Я записал: "В устье реки Кихчик, что на Камчатке, 10 августа 1945 года потоплено японское судно "Касадо-Мару". Выяснить, как оно оказалось у наших берегов в первый день войны с Японией?". И все. Однако тогда я это так и не выяснил. Теперь же, спустя сорок с лишним лет, мне захотелось, как говорится, тряхнуть стариной. Почти каждый год я бываю в Японии, у меня есть возможность поработать над документами в Национальном институте военной истории Японии, покопаться в архивах...
11 февраля 1945 г. Сталин, Рузвельт и Черчилль подписали секретное соглашение, в котором предусматривалось вступление Советского Союза в войну на Дальнем Востоке через два-три месяца после капитуляции Германии.
8 мая 1945 г. фашистская Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции. А 7 августа фронты получили директиву о начале боевых действий против Японии. Надвигалась первая фронтовая ночь у бойцов-дальневосточников.
В ночь с 9 на 10 августа 1945 г. на небе не зажглось ни одной звезды. Тихий океан, омывающий Камчатку и Курилы, словно предчувствуя бурю, неспокойно дышал и гнал холодные волны, которые разбивались о борта десантных судов, вздымая каскады брызг и пены. Морская авиация в воздух не поднималась, она ждала своего часа...
В устье реки Кихчик на Камчатке стояло на якоре японское судно - крабоконсервный завод "Касадо-Мару". Он находился здесь на законных основаниях. Рыбаки местного колхоза, работавшие бок о бок с японцами два десятка лет, привыкли к тому, что это судно приходило сюда раз в месяц, забирало свежий улов крабов, в светлых и просторных цехах японские наемные рабочие обрабатывали продукцию, затем "Касадо-Мару" отправлялось домой.
читать дальше
Итак, первой жертвой в первый день войны Советского Союза с милитаристской Японией стал рыбоконсервный завод "Касадо-Мару", работавший у западного побережья Камчатки.
Есть русская поговорка: слухами земля полнится. Общаясь с японскими рыбаками, жители Кихчика сильно изумились, узнав, что летчики МБР-2, выполняя чей-то головотяпский приказ, потопили бывшее российское госпитальное судно "Казань", входившее в состав Порт-Артурской эскадры 1903-1905 годов! Оперуполномоченный "Смерш" при пограничной заставе наверняка смекнул, что "дело запахнет керосином", если не провести разъяснительную работу. Советские рыбаки понимали, что в таком деле оплошать нельзя. Надо держать язык за зубами, иначе не только свою шкуру не спасешь, но и детям судьбу поломаешь...
Прошло время, через три года исполнится шесть десятилетий с тех пор, как произошли эти события. Сегодня едва ли найдутся старожилы, которые еще помнят о них. Слишком много времени минуло с той поры, когда случилась трагедия с "Касадо-Мару". Не исключено, что могут найтись люди, которые скажут: "Стоит ли ворошить прошлое?" Думаю, что стоит. Говорится же, что история не знает сослагательного наклонения. Ведь всякий мало-мальски думающий не может не захотеть узнать правду, какой бы горькой она ни казалась. Знать правду - именно эта позиция утвердила меня в мысли рассказать о "Касадо-Мару". Пора раскрыть тайну. Ей должен когда-то придти конец. Не так ли?..
читать дальше
Читатель, наверное, заметил, что я не ищу виновников трагедии судна "Касадо-Мару". Я размышляю, как это бы сделал любой проницательный и непредвзятый исследователь. Просто мне хотелось понять, как складываются судьбы кораблей, у которых нет такого героического и славного прошлого, как, скажем, у крейсера "Варяг".
Время бежит. Не успеешь оглянуться, как замаячит историческая дата - 100-летие обороны Порт-Артура.
В каждом судне есть что-то от людей, какая-то частица человеческой души и темперамента. Есть люди, которые не причисляют себя к бойцам, но их жизнь складывается так, что они о себе могут сказать: умирал дважды, да вот выжил. Эти слова можно отнести и к пароходу "Казань" "Касадо-Мару". Он дважды погибал и дважды оживал. Но третьей жизни дано ему не было.
Виталий Гузанов